Сбежал главбух, что делать?

— Многие фирмы и, в первую очередь, их руководители оказываются совершенно не готовыми к ситуации, когда ушел главный бухгалтер, не сдав отчетность и не передав дела преемнику. Такие случаи нередки. Не только исчезновение, но даже неожиданное увольнение главбуха чревато массой проблем с налоговой и контрагентами. Особенно серьезными бывают последствия, если деятельность специалиста никто не контролировал. Как свести потери к минимуму и избежать штрафных санкций? — Ольга Сенникова, директор ООО «БУХФИНАНС»

По каким причинам может уйти главбух из компании

1. Некомпетентность
Путаница в бухучете, утрата первичных документов, несвоевременная сдача отчетности приводят к штрафам, аресту счетов, внеплановым налоговым и проверкам. Часто именно боязнь последствий собственной некомпетентности становится причиной ухода главбуха. Но не стоит забывать, что даже после увольнения этот специалист несет ответственность (вплоть до уголовной) за допущенные ошибки. Также он обязан компенсировать материальный ущерб, нанесенный его действиями компании. Например, вернуть работодателю суммы штрафов, выплаченных из-за просрочек при сдаче налоговых деклараций и уплате налогов.

2. Застой в развитии предприятия
Сотрудники имеют возможность профессионально расти только в тех фирмах, которые развиваются. Если предприятие по достижению определенного уровня остановилось в развитии, то главбух начинает подыскивать себе более перспективное место работы, где не будет риска потерять квалификацию из-за спокойной однообразной деятельности.

3. Реорганизация компании, смена руководства
Привыкать к новому начальству и изменившимся требованиям всегда сложно, тем более что главбух несет материальную ответственность и прекрасно понимает, что его легко «подставить». Опасение, что не удастся сработаться с новым руководителем, часто становится причиной увольнения по собственному желанию.

4. Проблемы бухгалтерии остаются без внимания
При несерьезном отношении владельцев компании к развитию бизнеса со временем накапливаются проблемы, мешающие нормальному функционированию подразделения:

  •  нехватка сотрудников;
  •  несоответствие оборудования и ПО современным требованиям;
  •  невозможность повышать квалификацию (руководство не выделяет средства на новую литературу, поездки на курсы и семинары).

Что можно сделать, если бухгалтер пропал

Для начала стоит убедиться, что сотрудник действительно пропал, а не находится в больнице или отсутствует по другим уважительным обстоятельствам. Если он действительно ушел, а не временно неработоспособен, то не стоит долго раздумывать что делать — начинайте проверку. Приведу примеры, на чем вы должны акцентировать внимание в первую очередь:

1. Касса и расчетные счета
Если обнаружите пропажу денег в кассе или на счетах компании, пишите заявление в правоохранительные органы. То же самое необходимо, если пропали ценные бумаги или документы.

2. Ключи доступа в банк и для сдачи отчетов
Ключ, которым пользовался главбух для входа в сервис Банк-Клиент, надо сразу поменять, также стоит заблокировать логин ушедшего сотрудника. Проверьте, не исчез ли вместе с бухгалтером сертификат ключей электронной подписи, обеспечивающий доступ в Банк-Клиент. Если да, срочно пишите в банк заявление для оформления нового сертификата. Если же утеряна электронная подпись, ее необходимо аннулировать и перевыпустить, а также восстановить доступ к электронной системе сдачи отчетности.

3. Бухгалтерская база
Не менее важно, заполнял ли главбух электронную базу и насколько корректно это делал. Если работа велась на оборудовании компании, остались доступными программное обеспечение и база данных, надо проверить, все ли операции вносились в реестры, нет ли пропусков, совпадают ли цифры с документами. Эту работу может сделать другой бухгалтер или аудитор. Наиболее сложная ситуация складывается, если бухгалтерская база данных не велась или оказалась поврежденной, — потребуется восстановление учета с нуля.

4. Проверка отчетности, сданной в налоговую и социальные фонды
Для проведения проверки при утрате документов можно запросить данные за последние 3 года в налоговой. Необходимо сверить уплату налогов, взносов в ПФР и другие обязательные фонды. Важно проконтролировать, нет ли задолженностей и переплат за истекший период. По банковской выписке легко устанавливаются контрагенты, у которых можно запросить документы — договоры, акты сверок. Обязательному восстановлению подлежит информация по кадрам, начислению и выплате заработной платы сотрудникам.
Чтобы не задаваться вопросом, что делать, если ушел бухгалтер, необходимо заранее принять меры для обеспечения контроля его деятельности.
 
Как предугадать потери при неожиданном уходе главбуха

Как показывает практика, исчезают обычно приходящие главбухи (аутсорсеры, фрилансеры), с которыми не был официально заключен договор. При отсутствии контроля со стороны руководителя у такого специалиста появляется прекрасная возможность запустить ведение документации и баз, что приводит к серьезным проблемам и штрафам. 
Компания ООО «БУХФИНАНС» поможет вам восстановить бухгалтерский и налоговый учет, оптимизировать налоги, взять на себя функцию «Главного бухгалтера». С вами будет работать целый штат узкопрофильных профессионалов, которые оперативно решают любые рабочие вопросы. У нас, например, под клиента создается отдельная рабочая группа, где каждый выполняет свою часть работы. Мы постоянно отслеживаем изменения в законодательстве, в нашей компании сотрудники постоянно обучаются. А самое главное, мы работаем строго по договору и берем на себя полную финансовую ответственность за свои действия перед клиентами! Потому что от качества нашей работы зависит благополучие и рост наших клиентов!  
 

  ул. Карла Маркса, д. 127, оф. 400
 +7 (912) 721-23-51
  club50946608
  finance-buh.ru

Реклама. ООО «БухФинанс»

Новости компаний Эксперты говорят Бухфинанс
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Комментарии:

Добавить комментарий

Войти через соцсети: